• bg11
  • bg2
  • bg3
  • bg3

Конвенция по морскому праву 1982г. Часть 3 - 4

Конвенция по морскому праву 1982г. Часть 3 - 4

ЧАСТЬ III. ПРОЛИВЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
СУДОХОДСТВА

Раздел 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 34

Правовой статус вод, образующих проливы, используемые для междуна-родного судоходства

1. Режим прохода через проливы, используемые для международного судоходства, устанавливаемый в настоящей части, не затрагивает в других отноше-ниях ни правового статуса вод, образующих такие проливы, ни осуществле-ния государствами, граничащими с проливами, их суверенитета или юрисдикции над такими водами, воздушным пространством над ними, их дном и недрами.
2. Суверенитет или юрисдикция государств, граничащих с проливами, осуществляется с соблюдением настоящей части и других норм международного права.

Статья 35

Сфера действия настоящей части

Ничто в настоящей части не затрагивает:
a) любых районов внутренних вод в пределах пролива, за исключением случаев, когда установление прямой исходной линии согласно методу, предусмот-ренному в статье 7, приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые;
b) правового статуса вод за пределами территориального моря государств, граничащих с проливами, таких, как исключительные экономические зоны или от-крытое море; или
c) правового режима проливов, проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными кон-венциями, которые относятся специально к таким проливам.

Статья 36

Пути в открытом море или исключительной экономической зоне, находящиеся в проливах, используемых для международного судоходства

Настоящая часть не применяется к проливу, используемому для международ-ного судоходства, если в этом проливе имеется столь же удобный с точки зрения на-вигационных и гидрографических условий путь, проходящий в открытом море или в исключительной экономической зоне; на таких путях применяются другие соответствующие части настоящей Конвенции, включая положения, ка-сающиеся свобод судоходства и полета.

Раздел 2

ТРАНЗИТНЫЙ ПРОХОД

Статья 37

Сфера действия настоящего раздела

Настоящий раздел применяется к проливам, используемым для междуна-родного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономи-ческой зоны.

Статья 38

Право транзитного прохода

1. В проливах, указанных в статье 37, все суда и летательные аппараты поль-зуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий, за исключением того, что, если пролив образуется островом государства, граничаще-го с проливом, и его континентальной частью, транзитный проход не применяется, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навига-ционных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне.
2. Транзитный проход представляет собой осуществление в соответствии с настоящей частью свободы судоходства и полета единственно с целью непрерыв-ного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или ис-ключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или ис-ключительной экономической зоны. Однако требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвраще-ния из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий входа в та-кое государство.
3. Любая деятельность, которая не является осуществлением права транзит-ного прохода через пролив, подпадает под действие других применимых положений настоящей Конвенции.

Статья 39

Обязанности судов и летательных аппаратов во время транзитного прохода

1. Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода:
a) без промедления следуют через пролив или над ним;
b) воздерживаются от любой угрозы силой или ее применения против сувере-нитета, территориальной целостности или политической независимости государств, граничащих с проливом, или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций;
c) воздерживаются от любой деятельности, кроме той, которая свойственна их обычному порядку непрерывного и быстрого транзита, за исключением случаев, когда такая деятельность вызвана обстоятельствами непреодолимой силы или бед-ствием;
d) соблюдают другие соответствующие положения настоящей части.
2. Суда при транзитном проходе:
a) соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику, касающиеся безопасности на море, включая Международные правила предупрежде-ний столкновения в море;
b) соблюдают общепринятые международные правила, процедуры и практику предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения с судов.
3. Летательные аппараты при транзитном пролете:
a) соблюдают Правила полетов, установленные Международной организаци-ей гражданской авиации, поскольку они относятся к гражданской авиации; госу-дарственные летательные аппараты будут обычно соблюдать такие меры безопасно-сти и постоянно действовать с должным учетом безопасности полетов;
b) постоянно контролируют радиочастоты, выделенные компетентным органом по контролю за воздушным движением, назначенным в международ-ном порядке, или соответствующие международные частоты, выделенные для пе-редачи сигналов бедствия.

Статья 40

Исследования и гидрографические съемки

Во время транзитного прохода через проливы иностранные суда, в том числе морские научно-исследовательские и гидрографические суда, не могут проводить какие бы то ни было исследования или гидрографические съемки без предва-рительного разрешения государств, граничащих с проливами.

Статья 41

Морские коридоры и схемы разделения движения в проливах, используемых для международного судоходства

1. В соответствии с настоящей частью государства, граничащие с проливами, могут устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движе-ния для судоходства в проливах, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов.
2. Такие государства могут, когда этого требуют обстоятельства и после надле-жащего о том оповещения, заменять любые ранее или установленные или пред-писанные морские коридоры или схемы разделения движения другими коридорами или схемами.
3. Такие морские коридоры или схемы разделения движения должны соответст-вовать общепринятым международным правилам.
4. Прежде чем устанавливать или заменять морские коридоры или предписы-вать или заменять схемы разделения движения, государства, граничащие с проли-вами, передают предложения компетентной международной организации с целью их утверждения. Эта организация может утверждать только такие морские коридоры и схемы разделения движения, которые могут быть согласованы с государства-ми, граничащими с проливами, после чего эти государства могут установить, предписать или заменить их.
5. В отношении пролива, где предлагаются морские коридоры или схемы раз-деления движения, проходящие через воды двух или более государств, граничащих с проливом, заинтересованные государства сотрудничают в выработке предложений в консультации с компетентной международной организацией.
6. Государства, граничащие с проливами, ясно обозначают все установленные или предписанные ими морские коридоры и схемы разделения движения на морских картах, которые должны быть надлежащим образом опубликованы.
7. Суда при транзитном проходе соблюдают применимые морские коридоры и схемы разделения движения, установленные в соответствии с настоящей статьей.

Статья 42

Законы и правила государств, граничащих с проливами, в отношении транзит-ного прохода

1. При условии соблюдения положений настоящего раздела государства, граничащие с проливами, могут принимать законы и правила, относящиеся к транзитному проходу через проливы, в отношении всех нижеследующих вопросов или любого из них:
a) безопасности судоходства и регулирования движения судов, как предусмат-ривается в статье 41;
b) предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения путем введения в действие применимых международных правил, относящихся к сбросу нефти, нефтесодержащих отходов и других ядовитых веществ в проливе;
c) в том что касается рыболовных судов, - недопущения рыболовства, в том числе требования относительно уборки рыболовных снастей;
d) погрузки или выгрузки любых товаров или валюты, посадки или высадки лиц в нарушение таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил государств, граничащих с проливами.
2. Такие законы и правила не должны допускать дискриминации по форме или по существу между иностранным судами, а их применение не должно на практике сводиться к лишению, нарушению или ущемлению права транзитного прохода, как он определен в настоящем разделе.
3. Государства, граничащие с проливами, надлежащим образом опубликовы-вают все такие законы и правила.
4. Иностранные суда, осуществляющие право транзитного прохода, соблюдают такие законы и правила.
5. Когда судно или летательный аппарат, обладающие суверенным иммуните-том, действуют таким образом, что это противоречит таким законам и правилам или другим положениям настоящей части, государство флага судна или государст-во регистрации летательного аппарата несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные государствам, граничащим с проливами.

Статья 43

Навигационное оборудование и средства безопасности и другие усовершенст-вования, а также предотвращение, сокращение и сохранение под контролем за-грязнения

Государствам, использующим проливы, и государствам, граничащим с проли-вами, следует сотрудничать посредством соглашения:
a) в установлении и поддержании в исправном состоянии в проливе необ-ходимого навигационного оборудования и средств безопасности или в совершен-ствовании других средств содействия международному судоходству; и
b) в предотвращении, сокращении и сохранении под контролем загрязнения с судов.

Статья 44

Обязанности государств, граничащих с проливами

Государства, граничащие с проливами, не должны препятствовать транзитно-му проходу и должны соответствующим образом оповещать о любой известной им опасности для судоходства в проливе или пролета над проливом. Не должно быть никакого приостановления транзитного прохода.

Раздел 3

МИРНЫЙ ПРОХОД

Статья 45

Мирный проход

1. Режим мирного прохода в соответствии с разделом 3 части II применяется в проливах, используемых для международного судоходства:
a) которые исключены из сферы применения режима транзитного прохода со-гласно пункту 1 статьи 38; или
b) между частью открытого моря или исключительной экономической зоны и территориальным морем другого государства.
2. Не должно быть никакого приостановления мирного прохода через такие проливы.

ЧАСТЬ IV. ГОСУДАРСТВА - АРХИПЕЛАГИ

Статья 46

Употребление терминов

Для целей настоящей Конвенции:
a) "государство - архипелаг" означает государство, которое состоит полно-стью из одного или более архипелагов и может включать другие острова;
b) "архипелаг" означает группу островов, включая части островов, соеди-няющие их воды и другие природные образования, которые настолько тесно взаи-мосвязаны, что такие острова, воды и другие природные образования составляют единое географическое, экономическое и политическое целое или исторически считаются таковым.

Статья 47

Архипелажные исходные линии

1. Государство - архипелаг может проводить прямые архипелажные исходные линии, соединяющие наиболее выдающиеся в море точки наиболее отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага, при условии, что в пределы таких исходных линий включены главные острова и район, в котором соотношение меж-ду площадью водной поверхности и площадью суши, включая атоллы, составляет от 1:1 до 9:1.
2. Длина таких исходных линий не должна превышать 100 морских миль, с тем, однако, что до 3 процентов от общего числа исходных линий, замыкающих любой архипелаг, может превышать эту длину до максимальной длины в 125 мор-ских миль.
3. При проведении таких исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общей конфигурации архипелага.
4. Такие исходные линии проводятся к осыхающим при отливе возвышени-ям и от них только в том случае, если на них возведены маяки или подобные со-оружения, находящиеся всегда над уровнем моря, или если осыхающее при от-ливе возвышение расположено полностью или частично на расстоянии, не пре-вышающем ширину территориального моря от ближайшего острова.
5. Система таких исходных линий не должна применяться государством - архипелагом таким образом, чтобы территориальное море другого государства ока-залось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.
6. Если часть архипелажных вод государства - архипелага лежит между двумя частями непосредственно прилегающего соседнего государства, существующие права и все другие правомерные интересы, которые традиционно осуществлялись этим последним государством в таких водах, и все права, предусмотренные по со-глашению между этими государствами, сохраняются и уважаются.
7. Для цели исчисления, согласно пункту 1, отношения площади воды к пло-щади суши сухопутные районы могут включать воды, лежащие в пределах рифов, окаймляющих острова и атоллы, включая ту часть океанского плато с крутым скло-ном, которая замыкается или почти замыкается цепью известняковых островов и осыхающих рифов, лежащих по периметру плато.
8. Исходные линии, проводимые в соответствии с настоящей статьей, должны обозначаться на картах такого масштаба или масштабов, которые при-емлемы для точного установления их положения. В качестве альтернативы, вместо них могут предоставляться перечни географических координат точек с ука-занием основных исходных геодезических данных.
9. Государство - архипелаг надлежащим образом опубликовывает такие карты или перечни географических координат и сдает на хранение копию каждой такой карты или перечня Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

Статья 48

Измерение ширины территориального моря, прилежащей зоны, исключи-тельной экономической зоны и континентального шельфа

Ширина территориального моря, прилежащей зоны, исключительной экономи-ческой зоны и континентального шельфа отмеряется от архипелажных исход-ных линий, проведенных в соответствии со статьей 47.

Статья 49

Правовой статус архипелажных вод, воздушного пространства над архипелаж-ными водами, а также дна и его недр

1. Суверенитет государства - архипелага распространяется на ограниченные архипелажными исходными линиями, проведенными в соответствии со статьей 47, воды, называемые архипелажными водами, независимо от их глубины или расстояния от берега.
2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы.
3. Этот суверенитет осуществляется при условии соблюдения настоящей части.
4. Режим архипелажного прохода по морским коридорам, устанавливае-мый в настоящей части, в других отношениях не затрагивает статус архипелаж-ных вод, включая морские коридоры, или осуществление государством - архипелагом своего суверенитета над такими водами, воздушным пространством над ними, дном и его недрами и их ресурсами.

Статья 50

Делимитация внутренних вод

В пределах своих архипелажных вод государство - архипелаг может прово-дить замыкающие линии для делимитации внутренних вод в соответствии со статья-ми 9, 10 и 11.

Статья 51

Существующие соглашения, традиционные права на рыболовство и суще-ствующие подводные кабели

1. Без ущерба для статьи 49 государство - архипелаг соблюдает существующие соглашения с другими государствами и признает традиционные права на рыбо-ловство и другие виды правомерной деятельности непосредственно прилегающих соседних государств в определенных районах в пределах архипелажных вод. По-рядок и условия осуществления таких прав и такой деятельности, включая их ха-рактер, объем и районы, в которых они осуществляются, по просьбе любого из заин-тересованных государств регулируются двусторонними соглашениями между ними. Такие права не могут передаваться третьим государствам или их гражданам или осу-ществляться совместно с ними.
2. Государство - архипелаг не наносит ущерба существующим подводным кабелям, которые проложены другими государствами и проходят через его воды, не подходя к берегу. Государство-архипелаг разрешает поддерживать в исправном состоянии и заменять такие кабели по получении надлежащего уведомления об их местонахождении и о намерении осуществить их ремонт или замену.

Статья 52

Право мирного прохода

1. При условии соблюдения статьи 53 и без ущерба для статьи 50 суда всех го-сударств пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды в соот-ветствии с разделом 3 части II.
2. Государство - архипелаг может без дискриминации по форме или по су-ществу между иностранными судами временно приостанавливать в опреде-ленных районах своих архипелажных вод мирный проход иностранных судов, ес-ли такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности. Такое приостановление вступает в силу только после должного его опублико-вания.

Статья 53

Право архипелажного прохода по морским коридорам

1. Государство - архипелаг может устанавливать морские коридоры и рас-положенные над ними воздушные коридоры, приемлемые для непрерывного и быст-рого прохода иностранных судов через его архипелажные воды и прилегающее территориальное море и пролета иностранных летательных аппаратов над ними.
2. Все суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода по таким морским коридорам и пролета по таким воздушным коридорам.
3. Архипелажный проход по морским коридорам представляет собой осуще-ствление, в соответствии с настоящей Конвенцией, права нормального судоход-ства и пролета единственно с целью непрерывного, быстрого и беспрепятст-венного транзита из одной части открытого моря или исключительной экономиче-ской зоны в другую часть открытого моря или исключительной экономической зоны.
4. Такие морские и воздушные коридоры пересекают архипелажные воды и прилегающее территориальное море и включают все обычные пути прохода, ис-пользуемые в качестве путей для международного судоходства в архипелажных во-дах или пролета над ними, а на таких путях, в том что касается судов, - все обычные судоходные фарватеры при условии, что нет необходимости дублировать одинаково удобные пути между одними и теми же пунктами входа и выхода.
5. Такие морские и воздушные коридоры определяются серией непрерывных осевых линий от точек начала путей прохода до их конечных точек. Суда и лета-тельные аппараты при архипелажном проходе по морским коридорам не должны отклоняться более чем на 25 морских миль в любую сторону от таких осевых линий во время прохода, при условии, что такие суда и летательные аппараты не будут приближаться к берегам ближе, чем на десять процентов расстояния между бли-жайшими точками на островах, граничащих с морским коридором.
6. Государство - архипелаг, которое устанавливает морские коридоры в соответствии с настоящей статьей, может также предписывать схемы разделения движения для безопасного прохода судов по узким фарватерам в таких морских ко-ридорах.
7. Государство - архипелаг может, когда этого требуют обстоятельства, после надлежащего о том оповещения заменять любые морские коридоры или схемы разделения движения, установленные или предписанные им ранее, другими мор-скими коридорами или схемами разделения движения.
8. Такие морские коридоры или схемы разделения движения должны соответст-вовать общепринятым международным правилам.
9. При установлении или замене морских коридоров или предписании или замене схем разделения движения государство-архипелаг передает предложения компетентной международной организации с целью их утверждения. Эта органи-зация может утверждать только такие морские коридоры и схемы разделения движения, которые могут быть согласованы с государством- архипелагом, по-сле чего государство - архипелаг устанавливает, предписывает или заменяет их.
10. Государство - архипелаг четко обозначает осевые линии установленных или предписанных им морских коридоров и схем разделения движения на мор-ских картах, которые должны быть надлежащим образом опубликованы.
11. Суда при архипелажном проходе по морским коридорам должны соблю-дать применимые морские коридоры и схемы разделения движения, установленные в соответствии с настоящей статьей.
12. Если государство - архипелаг не устанавливает морских или воздушных коридоров, право архипелажного прохода по морским коридорам может осуще-ствляться по путям, обычно используемым для международного судоходства.

Статья 54

Обязанности судов и летательных аппаратов во время их прохода, исследо-ваний и гидрографических съемок, обязанности государства - архипелага и законы и правила государства - архипелага, касающиеся архипелажного прохода по морским коридорам

Статьи 39, 40, 42 и 44 применяются mutatis mutandis (изменив то, что следу-ет внеся необходимые изменения) к архипелажному проходу по морским коридорам.


Вернуться к списку