• bg11
  • bg2
  • bg3
  • bg3

Конвенция по морскому праву 1982г. Часть 7 - 10

Конвенция по морскому праву 1982г. Часть 7 - 10

ЧАСТЬ VII. ОТКРЫТОЕ МОРЕ

Раздел 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 86

Применение положений настоящей части

Положения настоящей части применяются ко всем частям моря,
которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в
территориальное море или внутренние воды какого-либо государства,
ни в архипелажные воды государства - архипелага. Настоящая статья
не влечет за собой какого-либо ограничения свобод, которыми
пользуются все государства в исключительной экономической зоне в
соответствии со статьей 58.

Статья 87

Свобода открытого моря

1. Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных,
так и не имеющих выхода к морю. Свобода открытого моря
осуществляется в соответствии с условиями, определяемыми в
настоящей Конвенции, и другими нормами международного права. Она
включает, в частности, как для прибрежных государств, так и для
государств, не имеющих выхода к морю:
a) свободу судоходства;
b) свободу полетов;
c) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, с
соблюдением части VI;
d) свободу возводить искусственные острова и другие установки,
допускаемые в соответствии с международным правом, с соблюдением
части VI;
e) свободу рыболовства, с соблюдением условий, изложенных в
разделе 2;
f) свободу научных исследований, с соблюдением частей VI и
XIII.
2. Все государства осуществляют эти свободы, должным образом
учитывая заинтересованность других государств в пользовании
свободой открытого моря, а также должным образом учитывая права,
предусмотренные настоящей Конвенцией в отношении деятельности в
Районе.

Статья 88

Резервирование открытого моря для мирных целей

Открытое море резервируется для мирных целей.

Статья 89

Неправомерность претензий на суверенитет
над открытым морем

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение
какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Статья 90

Право судоходства

Каждое государство независимо от того, является ли оно
прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы
суда под его флагом плавали в открытом море.

Статья 91

Национальность судов

1. Каждое государство определяет условия предоставления своей
национальности судам, регистрации судов на его территории и права
плавать под его флагом. Суда имеют национальность того
государства, под флагом которого они имеют право плавать. Между
государством и судном должна существовать реальная связь.
2. Каждое государство выдает соответствующие документы судам,
которым оно предоставляет право плавать под его флагом.

Статья 92

Статус судов

1. Судно должно плавать под флагом только одного государства
и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в
международных договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его
исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может
переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в
порт, кроме случаев действительного перехода права собственности
или изменения регистрации.
2. Судно, плавающее под флагами двух или более государств,
пользуясь ими смотря по удобству, не может требовать признания ни
одной из соответствующих национальностей другими государствами и
может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Статья 93

Суда, плавающие под флагом Организации
Объединенных Наций, ее специализированных учреждений
и Международного агентства по атомной энергии

Предыдущие статьи не затрагивают вопроса о судах, состоящих на
официальной службе Организации Объединенных Наций, ее
специализированных учреждений или Международного агентства по
атомной энергии и плавающих под флагом Организации.

Статья 94

Обязанности государства флага

1. Каждое государство эффективно осуществляет в
административных, технических и социальных вопросах свою
юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.
2. Каждое государство, в частности:
a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих
под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из
общепринятых международных правил вследствие их небольших
размеров; и
b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом
юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его
капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных,
технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.
3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его
флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в
море, в частности в том, что касается:
a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;
b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с
учетом применимых международных актов;
c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения
столкновения
4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения
того, чтобы:
a) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через
соответствующие промежутки времени, инспектировалось
квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие
карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы,
какие необходимы для безопасного плавания судна;
b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами
соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения,
навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по
квалификации и численности соответствовал типу, размерам,
механизмам и оборудованию судна;
c) капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были
полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по
вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения
столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под
контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и
были обязаны соблюдать такие правила.
5. Принимая меры, предусмотренные в пунктах 3 и 4, каждое
государство обязано придерживаться общепринятых международных
правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги
для обеспечения их соблюдения.
6. Государство, которое имеет явные основания полагать, что
надлежащая юрисдикция и контроль в отношении какого-либо судна не
осуществляются, может сообщить о таких фактах государству флага.
По получении такого сообщения государство флага обязано
расследовать этот вопрос и, когда это уместно, принять любые меры,
требуемые для исправления положения.
7. Каждое государство организует расследование достаточно
квалифицированным лицом или лицами или под их руководством каждой
морской аварии или навигационного инцидента в открытом море, с
участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели
граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий,
или серьезному ущербу судам или установкам другого государства,
или морской среде. Государство флага и другое государство
сотрудничают в проводимом этим другим государством любом
расследовании любой такой морской аварии или навигационного
инцидента.

Статья 95

Иммунитет военных кораблей в открытом море

Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом
от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства
флага.

Статья 96

Иммунитет судов, состоящих только на некоммерческой
государственной службе

Суда, принадлежащие государству или эксплуатируемые им и
состоящие только на некоммерческой государственной службе,
пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого
бы то ни было государства, кроме государства флага.

Статья 97

Уголовная юрисдикция в случае столкновения
или какого-либо другого навигационного инцидента

1. В случае столкновения или какого-либо другого
навигационного инцидента с судном в открытом море, влекущего
уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или
какого-либо другого лица, служащего на судне, никакое уголовное
или дисциплинарное преследование против этого лица не может быть
возбуждено, иначе как перед судебными или административными
властями государства флага или того государства, гражданином
которого это лицо является.
2. В области дисциплинарной ответственности только
государство, которое выдало диплом судоводителя или свидетельство
о квалификации или разрешение, является компетентным для того,
чтобы после должной процедуры отобрать эти документы даже в том
случае, если их владелец не является гражданином государства, их
выдавшего.
3. Ни арест, ни задержание судна не могут быть произведены
даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо
властей, кроме властей государства флага.

Статья 98

Обязанность оказания помощи

1. Каждое государство вменяет в обязанность капитану любого
судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан
может это сделать, не подвергая серьезной опасности судно, экипаж
или пассажиров:
a) оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому
угрожает гибель;
b) следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим
бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку
на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;
c) после столкновения оказать помощь другому судну, его
экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому
другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и
ближайший порт, в который оно зайдет.
2. Каждое прибрежное государство способствует организации,
деятельности и содержанию соответствующей эффективной
поисково-спасательной службы для обеспечения безопасности на море
и над морем, а также, когда того требуют обстоятельства,
сотрудничает в этих целях с соседними государствами посредством
взаимных региональных договоренностей.

Статья 99

Запрет перевозки рабов

Каждое государство принимает эффективные меры для
предотвращения перевозки рабов на судах, имеющих право плавать под
его флагом, наказания за такие перевозки, а также для
предупреждения противозаконного пользования его флагом для этой
цели. Раб, нашедший убежище на судне, под каким бы флагом это
судно ни плавало, ipso facto свободен.

Статья 100

Обязанность сотрудничать в пресечении пиратства

Все государства сотрудничают в максимально возможной степени в
пресечении пиратства в открытом море или в любом другом месте за
пределами юрисдикции какого-либо государства.

Статья 101

Определение пиратства

Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:
a) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой
грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами
какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого
летательного аппарата и направленный:
i) в открытом море против другого судна или летательного
аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их
борту;
ii) против какого-либо судна или летательного аппарата,
лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было
государства;
b) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо
судна или летательного аппарата, совершенный со знанием
обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат
является пиратским судном или летательным аппаратом;
c) любое деяние, являющееся подстрекательством или
сознательным содействием совершению действия, предусматриваемого в
подпункте "a" или "b".

Статья 102

Пиратские действия, совершаемые военным кораблем,
государственным судном или государственным летательным
аппаратом, экипаж которого поднял мятеж

Пиратские действия, определяемые в статье 101, когда они
совершаются военным кораблем, государственным судном или
государственным летательным аппаратом, экипаж которого поднял
мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или
летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым
частновладельческим судном или частновладельческим летательным
аппаратом.

Статья 103

Определение пиратского судна или пиратского
летательного аппарата

Судно или летательный аппарат считается пиратским судном или
пиратским летательным аппаратом, если они предназначаются лицами,
имеющими над ними власть, для совершения любого из действий,
предусматриваемых в статье 101. Это относится также к судну или
летательному аппарату, которым пользовались для совершения таких
действий, до тех пор пока они остаются под властью лиц, виновных в
этих действиях.

Статья 104

Сохранение или утрата национальности пиратским судном
или пиратским летательным аппаратом

Судно или летательный аппарат могут сохранять свою
национальность несмотря на то, что они стали пиратским судном или
пиратским летательным аппаратом. Сохранение или утрата
национальности определяется внутренним правом того государства,
которым она была предоставлена.

Статья 105

Захват пиратского судна или пиратского
летательного аппарата

В открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции какого
бы то ни было государства любое государство может захватить
пиратское судно или пиратский летательный аппарат либо судно, или
летательный аппарат, захваченные посредством пиратских действий и
находящиеся во власти пиратов, арестовать находящихся на этом
судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем
имущество. Судебные учреждения того государства, которое совершило
этот захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и
определять, какие меры должны быть приняты в отношении таких
судов, летательных аппаратов или имущества, не нарушая прав
добросовестных третьих лиц.

Статья 106

Ответственность за захват без достаточных оснований

Если захват судна или летательного аппарата по подозрению в
пиратстве совершен без достаточных оснований, государство,
совершившее захват, отвечает перед государством, национальность
которого имеет судно или летательный аппарат, за любой ущерб или
любые убытки, причиненные захватом.

Статья 107

Суда и летательные аппараты, которые уполномочены
осуществлять захват за пиратство

Захват за пиратство может совершаться только военными
кораблями или военными летательными аппаратами либо другими судами
или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки,
позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе,
и уполномочены для этой цели.

Статья 108

Незаконная торговля наркотиками
или психотропными веществами

1. Все государства сотрудничают в пресечении незаконной
торговли наркотиками и психотропными веществами, осуществляемой
судами в открытом море в нарушение международных конвенций.
2. Любое государство, которое имеет разумные основания
считать, что судно, плавающее под его флагом, занимается
незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами,
может обратиться к другим государствам с просьбой о сотрудничестве
в пресечении такой незаконной торговли.

Статья 109

Несанкционированное вещание из открытого моря

1. Все государства сотрудничают в пресечении
несанкционированного вещания из открытого моря.
2. Для целей настоящей Конвенции "несанкционированное вещание"
означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых
радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом
море, предназначенных для приема населением, за исключением,
однако, передачи сигналов бедствия.
3. Любое лицо, занимающееся несанкционированным вещанием,
может быть привлечено к ответственности в суде:
a) государства флага судна;
b) государства регистрации установки;
c) государства, гражданином которого является это лицо;
d) любого государства, где могут приниматься передачи; или
e) любого государства, санкционированной радиосвязи которого
чинятся помехи.
4. В открытом море государство, имеющее юрисдикцию в
соответствии с пунктом 3, может при соблюдении статьи 110
арестовать любое лицо или судно, занимающееся несанкционированным
вещанием, и конфисковать передающую аппаратуру.

Статья 110

Право на осмотр

1. За исключением случаев, когда акты вмешательства основаны
на правах, устанавливаемых международными договорами, военный
корабль, встретивший в открытом море иностранное судно, иное, чем
судно, пользующееся полным иммунитетом в соответствии со
статьями 95 и 96, не вправе подвергать его осмотру, если нет
разумных оснований подозревать, что:
a) это судно занимается пиратством;
b) это судно занимается работорговлей;
c) это судно занимается несанкционированным вещанием, а
государство флага военного корабля имеет юрисдикцию в соответствии
со статьей 109;
d) это судно не имеет национальности; или
e) хотя на нем поднят иностранный флаг или оно отказывается
поднять флаг, это судно в действительности имеет ту же
национальность, что и данный военный корабль.
2. В случаях, предусматриваемых в пункте 1, военный корабль
может произвести проверку права судна на его флаг. С этой целью он
может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну.
Если после проверки документов подозрения остаются, он может
произвести дальнейший досмотр на борту этого судна со всей
возможной осмотрительностью.
3. Если подозрения оказываются необоснованными и при условии,
что осмотренное судно не совершило никаких действий, которые
оправдывали бы эти подозрения, ему должны быть возмещены любые
причиненные убытки или ущерб.
4. Настоящие положения применяются mutatis mutandis к военным
летательным аппаратам.
5. Настоящие положения также применяются к любым другим
должным образом уполномоченным судам или летательным аппаратам,
имеющим четкие опознавательные знаки, свидетельствующие о том, что
они состоят на государственной службе.

Статья 111

Право преследования по горячим следам

1. Преследование по горячим следам иностранного судна может
быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства
имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы
и правила этого государства. Такое преследование должно начаться
тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во
внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или
в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться
за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при
условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время,
когда иностранное судно, плавающее в территориальном море или
прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно, отдающее
этот приказ, также находилось в пределах территориального моря или
прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей
зоне, определенной в статье 33, преследование может начаться
только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена
эта зона.
2. Право преследования по горячим следам применяется mutatis
mutandis к нарушениям в исключительной экономической зоне или на
континентальном шельфе, включая зоны безопасности вокруг установок
на континентальном шельфе, законов и правил прибрежного
государства, применимых в соответствии с настоящей Конвенцией в
отношении исключительной экономической зоны или континентального
шельфа, включая такие зоны безопасности.
3. Право преследования по горячим следам прекращается, как
только преследуемое судно входит в территориальное море своего
государства или в территориальное море какого-либо третьего
государства.
4. Преследование по горячим следам считается начатым только
при условии, если преследующее судно удостоверилось при помощи
находящихся в его распоряжении и практически применимых средств,
что преследуемое судно или одна из его шлюпок, или другие плавучие
средства, которые действуют совместно и используют преследуемое
судно в качестве судна - базы, находятся в пределах
территориального моря или, в зависимости от случая, в прилежащей
зоне, или в исключительной экономической зоне, или над
континентальным шельфом. Преследование может быть начато только
после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с
дистанции, позволяющей иностранному судну увидеть или услышать
этот сигнал.
5. Право преследования по горячим следам может осуществляться
только военными кораблями или военными летательными аппаратами,
либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют
четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на
правительственной службе, и уполномочены для этой цели.
6. В случае преследования по горячим следам летательным
аппаратом:
a) применяются mutatis mutandis положения пунктов 1 - 4;
b) летательный аппарат, отдающий приказ об остановке, должен
сам активно преследовать судно, пока какое-либо судно или
какой-либо другой летательный аппарат прибрежного государства,
вызванный этим летательным аппаратом, не прибудет на место, чтобы
продолжать преследование, если только летательный аппарат не может
сам задержать судно. Чтобы оправдать задержание судна вне
территориального моря, недостаточно того, чтобы оно было просто
замечено летательным аппаратом как совершившее нарушение или как
подозреваемое в совершении нарушения, если оно не получило приказа
остановиться и одновременно не было преследуемо этим летательным
аппаратом или другими летательными аппаратами или судами,
продолжающими непрерывное преследование.
7. Освобождения судна, задержанного в пределах юрисдикции
какого-либо государства и отконвоированного в порт этого
государства с целью проведения расследования компетентными
властями, нельзя потребовать лишь на том основании, что судно в
ходе своего следования конвоировалось через какую-либо часть
исключительной экономической зоны или открытого моря, когда
обстоятельства сделали это необходимым.
8. Если судно было остановлено или задержано вне
территориального моря в условиях, которые не оправдывают
осуществления права преследования по горячим следам, ему должны
быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

Статья 112

Право прокладки подводных кабелей и трубопроводов

1. Все государства имеют право прокладывать по дну открытого
моря за пределами континентального шельфа подводные кабели и
трубопроводы.
2. Пункт 5 статьи 79 применяется к таким кабелям и
трубопроводам.

Статья 113

Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода

Каждое государство принимает необходимые законы и правила,
предусматривающие, что являются наказуемыми деяниями разрыв или
повреждение подводного кабеля в открытом море каким-либо судном,
плавающим под его флагом, или каким-либо лицом под его
юрисдикцией, совершаемые намеренно или в силу преступной
небрежности таким образом, что это может прервать или затруднить
телеграфную или телефонную связь, а равно разрыв или повреждение
при таких же обстоятельствах подводного трубопровода или
высоковольтного кабеля. Это положение также относится к действиям,
которые рассчитаны на то, чтобы привести к таким разрывам или
повреждениям, или могут привести к ним. Однако оно не относится к
разрывам или повреждениям, причиняемым лицами, действующими
исключительно с правомерной целью спасения своей жизни или своих
судов, после принятия всех мер предосторожности для избежания
таких разрывов или повреждений.

Статья 114

Разрыв или повреждение подводного кабеля или трубопровода
владельцами другого подводного кабеля или трубопровода

Каждое государство принимает необходимые законы и правила,
предусматривающие, что, если находящиеся под его юрисдикцией лица,
которым принадлежит подводный кабель или трубопровод в открытом
море, причиняют при прокладке или ремонте этого кабеля или
трубопровода разрыв или повреждение другого кабеля или
трубопровода, они несут расходы по ремонту.

Статья 115

Возмещение ущерба, понесенного во избежание
повреждения подводного кабеля или трубопровода

Каждое государство принимает необходимые законы и правила, для
того чтобы владельцы судов, которые могут доказать, что они
пожертвовали якорем, сетью или какой-либо другой рыболовной
снастью во избежание повреждения подводного кабеля или
трубопровода, могли получить возмещение от владельца этого кабеля
или трубопровода при том условии, что ими предварительно были
приняты все разумные меры предосторожности.

Раздел 2

СОХРАНЕНИЕ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ ОТКРЫТОГО МОРЯ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ

Статья 116

Право промысла рыбы в открытом море

Все государства имеют право на то, чтобы их граждане
занимались рыболовством в открытом море при условии соблюдения:
a) их договорных обязательств;
b) прав и обязанностей, а также интересов прибрежных
государств, предусмотренных, в частности, в пункте 2 статьи 63 и в
статьях 64 - 67; и
c) положений настоящего раздела.

Статья 117

Обязанность государств принимать по отношению
к своим гражданам меры в целях обеспечения сохранения
живых ресурсов открытого моря

Все государства принимают такие меры или сотрудничают с
другими государствами в принятии в отношении своих граждан таких
мер, какие окажутся необходимыми для сохранения живых ресурсов
открытого моря.

Статья 118

Сотрудничество государств в сохранении
живых ресурсов и управлении ими

Государства сотрудничают друг с другом в сохранении живых
ресурсов и управлении ими в районах открытого моря. Государства,
граждане которых ведут промысел разных живых ресурсов в одном и
том же районе или одних и тех же живых ресурсов, вступают в
переговоры в целях принятия мер, необходимых для сохранения этих
живых ресурсов. В соответствующих случаях они сотрудничают в
создании для этой цели субрегиональных или региональных
организаций по рыболовству.

Статья 119

Сохранение живых ресурсов открытого моря

1. При определении размера допустимого улова и установлении
других мер по сохранению живых ресурсов открытого моря
государства:
a) принимают на основе имеющихся у них наиболее достоверных
научных данных меры с целью поддержания или восстановления
популяций вылавливаемых видов на уровнях, при которых может быть
обеспечен максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом
соответствующих экологических и экономических факторов, включая
особые потребности развивающихся государств, и с учетом методов
ведения рыбного промысла, взаимозависимости запасов, а также любых
общерекомендованных международных минимальных стандартов, будь то
субрегиональные, региональные или всемирные;
b) принимают во внимание воздействие на виды, ассоциированные
с вылавливаемыми видами или зависимые от них, в целях поддержания
или восстановления популяций таких ассоциированных или зависимых
видов выше уровней, при которых их воспроизводство может быть
подвергнуто серьезной опасности.
2. Передача имеющейся научной информации, статистических
данных об уловах и промысловом усилии и других данных, относящихся
к сохранению рыбных запасов, и обмен ими осуществляются на
регулярной основе через компетентные международные организации,
будь то субрегиональные, региональные или всемирные, в зависимости
от обстоятельств, и с участием всех заинтересованных государств.
3. Заинтересованные государства обеспечивают, чтобы меры по
сохранению и их осуществление не были ни по форме, ни по существу
дискриминационными в отношении рыбаков любого государства.

Статья 120

Морские млекопитающие

Статья 65 применяется также к сохранению морских млекопитающих
и управлению ими в открытом море.

ЧАСТЬ VIII. РЕЖИМ ОСТРОВОВ

Статья 121

Режим островов

1. Остров представляет собой естественно образованное
пространство суши, окруженное водой, которое находится выше уровня
воды при приливе.
2. За исключением, предусмотренным в пункте 3, территориальное
море, прилежащая зона, исключительная экономическая зона и
континентальный шельф острова определяются в соответствии с
положениями настоящей Конвенции, применимыми к другим сухопутным
территориям.
3. Скалы, которые не пригодны для поддержания жизни человека
или для самостоятельной хозяйственной деятельности, не имеют ни
исключительной экономической зоны, ни континентального шельфа.

ЧАСТЬ IX. ЗАМКНУТЫЕ ИЛИ ПОЛУЗАМКНУТЫЕ МОРЯ

Статья 122

Определение

Для целей настоящей Конвенции "замкнутое или полузамкнутое
море" означает залив, бассейн или море, окруженное двумя или более
государствами и сообщающееся с другим морем или океаном через
узкий проход, или состоящее полностью или главным образом из
территориальных морей и исключительных экономических зон двух или
более прибрежных государств.

Статья 123

Сотрудничество государств, омываемых замкнутыми
или полузамкнутыми морями

Государствам, омываемым замкнутыми или полузамкнутыми морями,
следует сотрудничать друг с другом в осуществлении своих прав и в
выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции. Для этой
цели они либо непосредственно, либо через соответствующую
региональную организацию стремятся:
a) координировать управление живыми ресурсами моря, их
сохранение, разведку и эксплуатацию;
b) координировать осуществление своих прав и обязанностей в
отношении защиты и сохранения морской среды;
c) координировать политику проведения научных исследований и
осуществлять там, где это целесообразно, совместные программы
научных исследований в данном районе;
d) приглашать, когда это целесообразно, другие
заинтересованные государства или международные организации для
сотрудничества в претворении в жизнь положений настоящей статьи.

ЧАСТЬ X. ПРАВО ГОСУДАРСТВ, НЕ ИМЕЮЩИХ ВЫХОДА К МОРЮ,
НА ДОСТУП К МОРЮ И ОТ НЕГО И НА СВОБОДУ ТРАНЗИТА

Статья 124

Употребление терминов

1. Для целей настоящей Конвенции:
a) "государство, не имеющее выхода к морю", означает
государство, которое не имеет морского побережья;
b) "государство транзита" означает государство с морским
побережьем или без него, которое расположено между государством,
не имеющим выхода к морю, и морем и через территорию которого
проходит транзитное движение;
c) "транзитное движение" означает транзит людей, багажа,
товаров и транспортных средств через территорию одного или
нескольких государств транзита, когда проход через такую
территорию с перегрузкой, складированием, разделением партий
грузов или переменой вида транспорта или же без них является лишь
частью полного пути, начинающегося или заканчивающегося в пределах
территории государства, не имеющего выхода к морю;
d) "транспортные средства" означают:
i) железнодорожный подвижной состав, морские, озерные и
речные суда и автомобильный транспорт;
ii) носильщиков и вьючных животных, когда это требуют
местные условия.
2. Государства, не имеющие выхода к морю, и государства
транзита могут по соглашению между собой включать в число
транспортных средств трубопроводы и газопроводы и другие
транспортные средства, помимо тех, которые включены в пункт 1.

Статья 125

Право на доступ к морю и от него и свобода транзита

1. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на
доступ к морю и от него в целях осуществления прав,
предусмотренных в настоящей Конвенции, в том числе прав,
относящихся к свободе открытого моря и общему наследию
человечества. С этой целью государства, не имеющие выхода к морю,
пользуются свободой транзита через территории государств транзита
всеми транспортными средствами.
2. Условия и порядок осуществления свободы транзита
согласовываются между заинтересованными государствами, не имеющими
выхода к морю, и государствами транзита посредством двусторонних,
субрегиональных или региональных соглашений.
3. Государства транзита в осуществление своего полного
суверенитета над своей территорией имеют право принимать все меры,
необходимые для обеспечения того, чтобы права и возможности,
предусмотренные в настоящей части для государств, не имеющих
выхода к морю, никоим образом не ущемляли законных интересов
государства транзита.

Статья 126

Исключение из сферы применения клаузулы
о наиболее благоприятствуемой нации

При применении клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации
исключаются те положения настоящей Конвенции, а также специальные
соглашения по вопросам осуществления права доступа к морю и от
него, которые устанавливают права и льготы в силу особого
географического положения государств, не имеющих выхода к морю.

Статья 127

Таможенные пошлины, налоги и другие сборы

1. Транзитное движение не подлежит обложению никакими
таможенными пошлинами и налогами или другими сборами, за
исключением сборов, взимаемых за конкретные услуги, оказываемые в
связи с таким движением.
2. Транспортные средства, осуществляющие транзит, и другие
средства, предоставляемые государствам, не имеющим выхода к морю,
и используемые ими, не подлежат обложению налогами или сборами,
превышающими те, которые взимаются за пользование транспортными
средствами государства транзита.

Статья 128

Беспошлинные зоны и другие таможенные льготы

Для удобства транзитного движения могут быть предусмотрены
беспошлинные зоны или другие таможенные льготы в портах входа и
выхода в государствах транзита по соглашению между этими
государствами и государствами, не имеющими выхода к морю.

Статья 129

Сотрудничество в строительстве и усовершенствовании
транспортных средств

Если в государствах транзита отсутствуют транспортные средства
для осуществления свободы транзита или если существующие средства,
включая портовые сооружения и оборудование, в каком-либо отношении
недостаточны, заинтересованные государства транзита и государства,
не имеющие выхода к морю, могут сотрудничать в их строительстве
или усовершенствовании.

Статья 130

Меры в целях избежания или устранения задержек или других
трудностей технического характера в транзитном движении

1. Государства транзита принимают все надлежащие меры с целью
избежать задержек или других трудностей технического характера в
транзитном движении.
2. В слу


Вернуться к списку